ПОДЕЛИТЬСЯ

Автор: Е. Головина

Эта древняя земля — родина свободолюбивых, мужественных, честных и добрых богатырей.

«Долина царей» Горной Дигории
Широкая Задалесская долина, расположенная за высокой стеной Скалистого хребта – это настоящий музей под открытым небом. Это край старинных горных аулов, где каждый камень — свидетель седой старины. В селениях поднимаются высокие сторожевые башни, по окрестным холмам лепятся низенькие, совсем вросшие в землю могильники и дзуары — древние святилища. Горные  склоны хранят тайну тысячелетних пещер, обжитых еще древними народами, исчезнувшими и оставившими о себе лишь предания. Задалесская долина – настоящая «Долина царей» осетинского народа. Сохранить это бесценное наследие – одна из важнейших задач национального парка.

По преданию, эта древняя земля — родина нартов — свободолюбивых, мужественных, честных и добрых богатырей.

В представлении каждого осетина нарты — это их славные предки, жившие и сражавшиеся в разные периоды истории осетинского народа. В мужчине-нарте ценились прежде всего три качества: отвага в бою, воздержание в пище и уважение к женщине. Со времен нартов сохранились у осетин и обычаи бережного и уважительного отношения к природе гор, дающей им жизнь. Многие памятники заповедной долины еще как следует не разведаны и не исследованы, и ученых ждет здесь немало интригующих открытий.

В Горной Дигории  религиозная картина считается наиболее сложной в Осетии. Ни христианство, ни ислам, несмотря на усилия миссионеров, не пустили здесь надежных корней. Дигорцы и сейчас во многом верны своим языческим традициям. Эта верность законам предков вызывала скандалы до самого недавнего времени: в 1987 году на заседании бюро Ирафского райкома КПСС забили тревогу по поводу того, что населением района «регулярно справляются обряды «Фацбаджнтж», «Габона», «Задалески Нана» и другие, посвященные языческим культам с жертвоприношениями».

Святой Уастырджи, помоги в дороге!

Входя в заповедную долину, на самом выходе из Дигорской теснины путник видит первый дзуар – небольшой домик из красного кирпича – святилище, где положено помолиться святому Уастырджи – главному герою осетинской мифологии – грозному воину в белом плаще, на белом жеребце – покровителю путников и охотников. Охотники верили, что успех охоты всецело зависит от почитания Уастырджи. Отправляясь на охоту, обязательно подходили к святилищу помолиться, попросить у него из стада «одного бедного оленя или козла». После удачной охоты благодарили Уастырджи — угощали всех встречных частью добычи, а к святилищу приносили рога и черепа убитых животных. Все эти приношения Уастырджи считались неприкосновенными, и поэтому их накапливалось здесь очень много. Побывавший в одной из этих пещер-святилищ в 1885 году известный путешественник Н.Динник писал, что он насчитал здесь 19 черепов кавказского зубра и не менее тысячи черепов самок оленей. Осетины по сей день приносят Уастырджи дары – мелкие монеты, рога и черепа добытых животных — оленей, туров, косуль. И туристы, направляющиеся в заповедную долину, обязательно оставляют у дзуара горному божеству какие-то подношения.

Узкая и извилистая дорога от Дигорской теснины ведет к самому труднодоступному в долине селу Донифарс – оно некогда было населено мусульманами и никому не платило дани. Прямо над ним возвышается обрывистый массив Скалистого хребта с горой Уазахох высотой 3529 м, похожей формой на башню. По старым поверьям на этой горе этой живет дочь солнца Агунда. В Донифасе и селении Кумбулта известны древние аланские катакомбные могильники. 

Верхний Задалеск – родина отважных женщин

На противоположной от Донифарса стороне ущелья расположились древние села Ханаз, Верхний и Нижний Задалеск, Нар и другие. В районе селения Ханаз сохранились развалины средневекового феодального замка. Селение Верхний Задалеск в народе считалось священным. Еще и сейчас можно услышать из уст проезжающих: «Пожелай мне счастливого пути, мать Задалеска». В селении до сих пор сохранилось древнее святилище Задалески Нана. По преданию, в нем находилась мумия погребенной женщины в хорошо сохранившейся одежде и с накосницей в волосах.

В народной песне о матери Задалеска рассказывается о самом трагическом периоде истории осетинского народа — о нашествии татаро-монголов (XIII—XIV вв.), уничтоживших цветущую страну Аланию и истребивших ее народ. По преданиям, Задалески Нана была пожилой женщиной, которая спасла от смерти и вырастила много осиротевших дигорских детей. Многие осетинки и сейчас молятся ей о благополучии семьи, счастливом будущем детей.

Недалеко от Верхнего Задалеска, на высоком южном отроге Скалистого хребта, чернеет башня старинной разрушенной крепости. Ее называют башней Седановых. Здесь в далеком прошлом жили семь братьев и три сестры Седановы. Эта крепость долго не сдавалась завоевателю – персидскому шаху. По преданию, враги захватили и казнили сестер, не выдавших своих братьев, и сами горы отомстили – войско шаха погибло под камнепадом. А братья Седановы нашли и похоронили своих погибших сестер. Над их могилой и сейчас стоят три надгробных камня — «цырта».

Лабиринты и могилы древних святых

Одним из самых таинственных нартских памятников является махческий лабиринт. Это гранитный плоский красноватого цвета прямоугольный камень длиной чуть более метра, на гладкой поверхности которого выгравировано изображение лабиринта. Камень был найден у входа в подземный коридор развалин древней крепости Астановых. Местные жители уверяют, что на нем изображен план дома хитроумного нарта Сырдона, жившего под землей и тщательно скрывавшего вход в свое жилище. Ученые видят в махческом камне аналог критских и этрусских изображений лабиринтов. В настоящее время махческий камень хранится в Северо-Осетинском краеведческом музее.

От Верхнего Задалеска по «тропе нартов» путь лежит через селения Ханаз и Нар к древнему аулу Мацуте. Два нартских героя — мужественный Сослан и хитроумный Сырдон – самые любимые персонажи осетинского эпоса. Сослан, как говорят в народе, жил в Наре, но любил спускаться в Мацуту, на нартский нихас — общественное собрание, происходившее на ровной площадке овальной формы, обложенной крупными камнями — «креслами».

Восседавшие на этих креслах старейшины решали важные жизненные вопросы. На центральной площади Мацуты сохранились два огромных замшелых камня. Богатырь Сослан похоронен в Мацуте, и жители сейчас еще почитают и могут показать eгo склеп. В 1880 году выдающийся русский этнограф профессор Всеволод Миллер нашел в этом склепе скелет «действительно замечательных размеров». Осетины верят, что Сослан и после смерти помогал людям. Стоило только крикнуть: «Тревога, Сослан!» и он тотчас приходил на помощь. Но, правда, теперь, как говорят, Сослан уже не выходит из своего склепа, так как его однажды обманула женщина, которая только из простого любопытства подняла тревогу, чтобы увидеть легендарного героя. Сослан вышел и, увидев, что опасности нет, обиделся и пообещал, что больше не будет выходить из склепа. Но жители долины все равно поклоняются ему, просят хорошей погоды и обильного урожая. Радугу в небе жители селения Нар называют луком Сослана. 

Сторожевые башни, осетинские надгробия и византийские базилики

Куда ни глянь в этих местах – видишь новые и новые уникальные памятники. В начале ущелья Уаллагком, на высоком утесе высится старинная пятиярусная башня рода Абисаловых. Ровно напротив нее на той же высоте, с другой стороны ущелья — развалины средневекового замка. В селе Махческ есть таинственный «городок мертвых» с гробницами, похожими на каменные домики с двускатными крышами. В селе Галиат сохранились развалины очень интересных каменных домов-крепостей по нескольку этажей в каждом, а также каменное святилище Юс-Дзуар, напоминающее базилику, которое было когда-то христианским храмом. Построили его чуть ли не при византийском императоре Юстиниане, при церкви были кельи, в которых, по преданию, жили греческие монахи.

Селение Асхау
Развалины крепости

В селении Ахсау, на крутых каменистых склонах по обоим берегам речки Билягидон можно видеть развалины средневековых крепостей, старые кладбища и отдельные захоронения. Над некоторыми возвышаются живописные каменные стелы, называемые осетинами «цырт». Они имеют закругленный верх или же обрамлены более мелкими камнями. Цырты обычно обильно украшены растительным орнаментом, цветными рельефными изображениями людей, лошадей, предметов домашнего обихода и др. Так, посредством символов рассказывается о земной жизни покойного.

Люди с незапамятных времен создали здесь особую культуру возделывания каменистой земли, вложили огромный труд в постройку земледельческих террас, оросительных каналов, подпорных стенок, предотвращающих оползание почвы, все эти объекты старательно сохраняются национальным парком.

Путешествуя по заповедной долине за Скалистым хребтом, можно услышать еще много интересных легенд и сказаний. Все они рассказывают о далеком прошлом жившего здесь народа, о его мирной жизни, обычаях и героической борьбе за свои родные горы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ