Processed by: Helicon Filter;

В международном научном издании Zootaxa опубликована статья о хирономусе, обитающем в озере Восьмёрка в Кроноцком заповеднике. Взрослые особи  внешне напоминают обычных комаров. Кровососущими они не являются, более того, не питаются совсем. Пища их личинок – детрит – мёртвое органическое вещество,  взвешенное  в  воде или осевшее на  дно.

Труд принадлежит энтомологу Кроноцкого заповедника Людмиле Лобковой. Она  обнаружила уникальный вид хирономид в 2008-м году и на протяжении нескольких лет вела наблюдение за необычными насекомыми.

Условия обитания в озере Восьмёрка позволяют существовать там лишь некоторым видам микроорганизмов серного цикла. Никакие другие насекомые, кроме хирономид, в настолько кислой и минерализированной  среде, с разнообразным ионным и солевым составом воды и грунта, выжить не могут.

«Кроме исследования в природе, я занималась изучением хирономид в лабораторных условиях,  говорит Людмила Лобкова. Оказалось, вид успешно развивается в садках. Мы привезли личинок вместе с грунтом в специальных емкостях. В течение месяца они развились в комаров и отложили яйца, из которых впоследствии также вывелись личинки. В результате было показано, что вид развивается в двух поколениях за лето, что характерно для насекомых термальных местообитаний».

Для идентификации хирономид камчатский энтомолог обратилась к генетикам из Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге. После проведения генетического анализа хромосом, выяснилось, что это особый вид, живущий исключительно в кислой среде. Именно поэтому он получил название  «ацидофилус», что в переводе с латинского означает «кислолюбивый». В течение года ученые вели переписку с систематиками по всему миру. «Оказалось, ранее их обнаружили  в Германии, Швеции, Австрии, Великобритании и на Аляске в водоёмах, подвергшихся антропогенному воздействию и загрязненных тяжёлыми металлами при добыче полезных ископаемых, говорит Людмила Лобкова. Вид, найденный на Камчатке, нигде более на Дальнем Востоке России обнаружен не был. И если хирономиды в других странах имеют разнообразные генетические мутации, то камчатская популяция очень стандартна по рисунку ДНК из-за стабильности условий обитания в заповеднике».

Экологическая значимость хирономид невероятно высока, считают энтомологи. Их роль в экосистеме – биологическая очистка водоёмов. По фильтрационным свойствам они превосходят дрейссену – род двустворчатых моллюсков, которых считают активнейшими фильтраторами.

В европейских странах этот вид хирономуса населяет и так называемые хвостохранилища —  специальные искусственные водоемы, предназначенные для хранения радиоактивных, токсичных и других отходов горно-обогатительных комбинатов. Автор научной статьи считает, что после проведения дополнительных комплексных исследований, хирономус ацидофилус можно применять и на российских предприятиях.

Processed by: Helicon Filter;  OLYMPUS DIGITAL CAMERA