«Живые уроки» в Байкальском заповеднике

802
ПОДЕЛИТЬСЯ

Эти уроки школьники не прогуливают, а очень боятся пропустить. На этих уроках не вызывают к доске и не проверяют домашнюю работу. И очень часто случается так, что и учитель вместе со своим классом оказывается самым благодарным слушателем и учеником. Потому что эти уроки – не что иное, как познавательные экскурсии в Музей Природы Байкальского заповедника и учебные «экспедиции» по его экологическим тропам.

Ни одно занятие в классе не заменит возможность прочитать следы на снегу, увидеть своими глазами обитателей лесов и болот, и даже подержать в руках настоящий зуб мамонта. Этой весной специалисты отдела экологического просвещения Байкальского заповедника открыли новый цикл образовательных занятий для школьников Кабанского района.

IMG_7915«Эти уроки просто на глазах становятся частью обычной школьной программы. Можно считать их наглядным дополнением к ней, а можно – и самостоятельным познавательным курсом, — говорит Ирина Лясота, заместитель директора Байкальского заповедника по экологическому просвещению и познавательному туризму, — Очень важно и то, что обстановка на этих занятиях – самая дружеская и непринужденная!»

IMG_7909Всем известно, что детям нравится играть в следопытов и путешественников-натуралистов. Если предложить им испытать свои знания и смекалку, посоревноваться в ответах на вопросы о жизни окружающего их мира природы – те знания, которые они получат в процессе такой познавательной обучающей игры, надолго останутся у них в памяти. Опыт поведения таких занятий есть у методистов Байкальского заповедника. Задача, которую ставят себе специалисты заповедника – сделать эти практические и наглядные занятия настоящей частью школьного курса. Этот проект в прошлом году был презентован на туристической ярмарке в Улан-Удэ и вызвал живой интерес.

IMG_79029 марта для учеников пятого класса школы поселка Танхой был проведен очередной открытый урок в Музее Природы. Ребята с увлечением слушали рассказ экскурсовода о флоре и фауне заповедника. После короткой лекции школьникам предложили самостоятельно найти обитателей тундры, тайги, болота, речных берегов и озерных глубин среди музейных экспонатов.

дети 004А потом пятиклассники с увлечением рассматривали останки ископаемых представителей прошедших эпох: пястную кость шерстистого носорога, жившего 100 тысяч лет назад, зуб мамонта возрастом более 10 тысяч лет и даже окаменевшие раковины пресноводных моллюсков, живших в невообразимо далеком прошлом эпохи миоцена — 10-13 млн. лет тому назад.

дети 012Музей Природы заповедника провел еще два открытых урока для учеников  школы-интерната № 21 ОАО «РЖД».  На первом из этих уроков, носившем название «Зимующие птицы Прибайкалья», экскурсовод знакомил школьников с представителями орнитофауны Байкальского  региона, рассказывал об образе жизни птиц – лесных и околоводных, о том, какие виды отправляются осенью в далекий путь на юг, а какие остаются зимовать рядом с нами. Помимо рассказа, детям были предложены интересные и забавные пазлы, фулфорды, они с увлечением разгадывали загадки, соревновались в викторине «Знатоки птиц», и даже удивили экскурсовода хорошими знаниями и смекалкой. В качестве подарка сотрудники приготовили детям листы с фотографиями Байкальской природы и предложили творческое занятие – самостоятельно сброшюровать эти листы в большой настенный календарь. Ребята получили на память наклейки с изображением птиц.

дети 018Но особый восторг у всех – как у учеников, так и у их учителей вызвал дружный поход  в зимний лес, чтобы покормить зимующих птиц. Солнечный день, свежий воздух, синички и снегири на кормушках, и конечно — новые знания, оставили у всех самые радостные впечатления.

дети 016«Несмотря на морозную погоду, детям очень понравился поход. Кому-то запомнился глухарь в Музее заповедника – один из самых крупных экспонатов, кому-то понравилось сшивать листы календаря, а кто-то с увлечением отвечал на вопросы викторины, которую провела специалист отдела экологического просвещения Наталья Михайловна Хохлова» —  поделилась своими наблюдениями педагог дополнительного образования, кандидат биологических наук Алена Макарова. «Большое спасибо за теплую встречу сотрудникам заповедника, и лично Наталье Хохловой!»

IMG_7922Рассказать просто о сложном – закономерностях жизни биоценозов, экологических связях, устройству организма и повадках заповедных обитателей и многом, многом другом сотруднику заповедника – ученому, специалисту по экологическому просвещению,  часто бывает намного проще, чем школьному учителю, действующему в рамках методических указаний. Отсюда и успех этих занятий, которыми они пользуются у школьников. В результате сотрудничества школ и заповедных специалистов уже начал создаваться интереснейший новаторский опыт, который, как все уверены, будет широко востребован.

«Мы будем продолжать разработку этих занятий, которые позволят школьникам подробнее и нагляднее изучать темы школьной программы на базе нашего заповедника. Знания, которые ребята получат, благодаря знакомству с заповедной природой, останутся с ними на всю жизнь» — считает Ирина Лясота.

У этого начинания – большие перспективы, считают в Байкальском заповеднике. А у тех школьников, что живут на берегах уникального озера Байкал, рядом с теми, кто не только изучает и сохраняет первозданную природу, но и готов поделиться знаниями о ней – есть редкая возможность сделать эти знания частью школьной программы. А те, кто работает в заповеднике, считают, что это станет хорошим залогом воспитания у детей любви и уважения к природе.

Пресс-служба Байкальского заповедника

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ